По данным Yale School of Management, с начала 2022 года российский рынок покинули и/или приостановили деятельность и инвестиции 434 компании из США. Часть из них были представлены ритейлерами и занимали существенное количество торговых площадей в российских ТЦ.
Natalya_Maisheva/Shutterstock/Fotodom
Некоторые компании полностью прекратили свою деятельность в России, например, New Balance, большинство продолжили функционировать, претерпев определенные изменения — так, российский бизнес McDonald’s сменил собственника и стал «Вкусно — и точка», и из его меню исчезли некоторые позиции, также Nike — сменил владельцев и название на NSP, закупки товара происходят не напрямую.
В последнее время наметились признаки возможного смягчения геополитической ситуации. Диалог между странами постепенно восстанавливается — недавние переговоры российской и американской делегаций в Эр-Рияде подтверждают эту тенденцию.
Согласно данным CORE.XP, американские бренды до 2022 года занимали около 770 тыс. кв. м торговых площадей в Москве и регионах России. Поскольку большинство брендов были представлены на российском рынке через локальных партнёров, при смягчении геополитической напряжённости их решение о возвращении не потребует поиска большого объёма новых помещений, и они смогут занять прежние локации в случае наличия таких договоренностей с партнерами.
При этом некоторые бренды, ранее представленные в России напрямую, полностью покинули российский рынок и занимаемые ими ранее помещения. Для них выход на российский рынок может быть несколько затруднен — в торговых центрах в настоящий момент наблюдается дефицит вакантных помещений, особенно если речь идёт о знаковых объектах: по данным CORE.XP, на конец 2024 г. доля свободных площадей в ТЦ Москвы опустилась до 5%, что ниже уровня доковидного 2019 г.
Источник: CORE.XP
Возможно, этот процесс совпадет с пересмотром отечественными игроками эффективности некоторых точек продаж и закрытием тех из них, которые являются неэффективными, что может облегчить американским брендам, работавшим напрямую, задачу поиска подходящего помещения.
Несомненно, появление новых международных брендов создаст конкуренцию с локальными брендами как за потребителя, так и за качественные опции для размещения.
Присутствие американских ритейлеров, хорошо знакомых российскому потребителю, будет способствовать увеличению разнообразия предложения в различных ценовых сегментах и положительно отразится на показателях посещаемости ТЦ.
Возвращение американских брендов может стать значимым событием для рынка торговых центров, которое в большей степени скажется на составе предложения, нежели показателях доли свободных площадей. В условиях конкуренции за хорошие локации ставки аренды также могут вырасти.
При этом процесс возвращения некоторых игроков в торговые центры России может занять длительное время ввиду необходимости согласования и прохождения всех юридических процедур.